Семинар

13 Март 2012

В новый учебный год с   новым предметом

По благословению митрополита Донского Меркурия 12 марта  2012 года  в учебном комбинате  ст. Егорлыкской  прошел межрайонный образовательный семинар для духовенства Зерноградского и  благочиния Волгодонской и Сальской Епархии,  директоров и преподавателей светских школ.  Мероприятие было посвящено введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в светских школах. В семинаре приняли участие первый заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации   Донской митрополии протоиерей Андрей Мекушкин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Волгодонской и Сальской епархии, благочинный Сальского округа  протоиерей Виктор Найденов, благочинный Зерноградского округа протоиерей Петр Юркин, ответсвенный за социальное служение и СМИ Зерноградского благочиния  протоиерей Роман Пономаренко, ответственный за сектор по работе с молодежью Зерноградского благочиния иерей Сергий Степанов, настоятель Свято-Никольского Храма ст. Егорлыкской протоиерей Георгий Цуркану.

 Президент России Д.А. Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами российских организаций 21 июля  2009 года принял решение о начале преподавания в светской школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России. Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение основ православной культуры – это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК – открывает ребенку мир Православия – мир бесконечный,   добрый и мудрый.

- Не Закон Божий вводится в светскую школу, а православная культура, - подчеркнул в своем выступлении протоиерей Андрей Мекушкин. Священник обратил особое внимание на потерю ценностей в обществе. Главным сейчас является воспитание культа превосходства  одним человеком над другим. Духовная сторона остается забытой. А те слова, которые относятся к миру духовному,  употребляются в извращенной форме. Примеров масса: например, слово «Блаженство» означает – Царствие Небесное. В  миру,  люди далекие от Церкви, получают «блаженство» от плитки шоколада; Бог – это Любовь. Что имеют в виду  молодые люди, когда говорят: «Давай займемся любовью»?  Слово «невеста» обозначает не ведающая греха. Что означает это слово в современном обществе,  знают многие. До 1917 года приставка «бес» не употреблялась, говорили «безтолковый», «безславный». Сейчас говорят «бестолковый» (бес толковый), «бесславный» (бес славный), (прости Господи). Теряются ценности, исчезает ориентир в жизни.   

Основная цель введения ОПК в школах направлена на то, чтобы учитель и ребенок обратились к совести. По большому счету введение нового предмета, является своего рода революцией в образовании. Несмотря на то, что этот предмет нельзя назвать религиозным. Православие подробно изучается в церковно-приходских воскресных школах.  В  общеобразовательных школах будет изучаться православная культура.   

Предварительно предстоит выбрать один из шести,  предложенных предметов  (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим  духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета атеистические: светская этика и религиоведение. Выбор предмета – законное право родителей. Именно родители выбирают тот или иной модуль по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы, конечно, важны, но они не имеют решающего значения.  Кому как не родителям необходимо знать о законном праве ребенка на образование и помочь ему сделать правильный выбор. Задача учителя ознакомить родителей со всеми модулями нового предмета, чтобы  выбор был не вслепую. Желательно провести родительские собрания в школах по этому вопросу. В районные отделы образования из Донской Митрополии переданы небольшие брошюры, по количеству детей, которые в сентябре пойдут в 4 класс. Их можно раздать родителям на школьных собраниях. Выбор должен быть  свободным. Далее нюансы, которые могут возникнуть при введении  предмета, необходимо решать на основе использования всех современных новейших общеобразовательных технологий. На данный,  момент в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса – в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,      в составе которой будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса основ религиозной культуры и светской этики.

 Протоиерей Андрей дал оценку учебным пособиям, рекомендованным Министерством образования по предмету светской этики и религиоведению. По мнению, отца Андрея,  эти пособия рассчитаны на более взрослых детей, а не четвероклассников, а пособие для предмета светской этики, мягко говоря,  не  сможет помочь в решении главного вопроса поставленного перед  обществом – воспитать духовного человека.

Протоиерей Виктор Найденов в своем слове подчеркнул роль человеческого фактора в  вопросе преподавания  нового предмет. Очень важно, чтобы учитель имел желание преподавать этот предмет, чтобы он любил детей, умел обратить внимание  на внутреннего человека, на совесть, на голос Божий. Если учитель будет  с желанием делать свое дело, только тогда мы сможет научить детей любить ближнего, Родину, защищать Отечество. Дело, которое начинается сейчас рассчитано на десятилетия вперед. Это наше будущее. Каким оно будет, зависит от настоящего, от людей, которые смогут донести в детские души  искорку Божественной любви, посадить маленькое зернышко, которое станет древом, имеющим крепкие корни.

По окончании семинара, участники познакомились с книжными новинками, услышали ответы на волнующие их вопросы.  

    Иулия АРЕШКИНА. Фото автора.   



назад к списку новостей